Не торопиться «Ребенок
постоянно развивается, - напоминает детский психолог Татьяна Бедник. -
Этот процесс может происходить очень активно, зато в другие моменты он
словно замирает, набираясь сил для следующего рывка. Поэтому взрослым
стоит разрешить себе «примириться» с тем, каков ребенок сейчас. Не
торопиться, не настаивать, не заставлять немедленно все исправить, стать
другим. Стоит, наоборот, прислушиваться к ребенку, наблюдать, помогая
ему опираться на его позитивные стороны, и поддерживать, когда
проявляются слабости». Извлекать пользу из ошибок Не
ошибается, как известно, тот, кто ничего не делает. Верно и обратное:
кто что-то делает, ошибается. По крайней мере иногда. «Приучайте ребенка
анализировать причины неудачи - так вы научите его ясно понимать, что
именно привело к ошибке, советует возрастной психолог Андрей Подольский.
Уточняйте, что осталось непонятым, просите переделать дома упражнение, пересказать
плохо усвоенный урок. Будьте готовы и сами заново объяснить суть
недавно пройденного материала». Но никогда не делайте задание вместо
него, делайте вместе с ребенком. «Хорошо, когда совместное творчество
касается сложных и творческих заданий, уточняет психолог Тамара
Гордеева, - проекта по биологии, отзыва о книге или сочинения на
свободную тему. Обсуждайте с ним новые идеи, вместе ищите литературу,
информацию в интернете. Такой («деловой») опыт общения с родителями,
новые навыки помогут ребенку стать увереннее в себе, пробовать,
ошибаться и самому искать новые решения». «Нет ничего более
успокаивающего и восстанавливающего, чем моменты совместных занятий в
кругу семьи, - добавляет Татьяна Бедник. - Вместе готовить, мастерить,
устраивать игры, смотреть и комментировать передачу или фильм - столько
невидимых, но фундаментальных способов обучения!» Обменяться
мнениями, сравнить себя с другими, иногда выступить друг против друга -
все это помогает развивать критический ум, который, в свою очередь,
поможет взглянуть на ситуацию со стороны и держать школьный стресс на расстоянии. Планировать вместе «В
какое время лучше делать уроки; взяться сначала за самое легкое или
самое сложное; как правильно организовать рабочее место - именно
родители должны научить ребенка планировать свою ежедневную жизнь, -
говорит школьный психолог Наталья Евсикова. - Это поможет ему легче
принимать решения, стать спокойнее - он перестанет садиться за
письменный стол в последнюю минуту перед сном». Обсуждайте с ним его
работу, объясняйте, что и для чего нужно, почему это стоит организовать
именно так. Со временем ребенок научится самостоятельно планировать
свое время и организовывать пространство. Но сначала родители должны
показать, как это делается, и делать это вместе с ним. Создавать мотивацию Ребенку
интересно, если он хорошо понимает, зачем он учится. «Разговаривайте с
ним обо всем, что его увлекает, - советует Тамара Гордеева. -
Напоминайте: успех приходит, если мы любим то, чем занимаемся, получаем
от этого удовольствие, видим в этом смысл». Это поможет ребенку
разобраться в своих желаниях, лучше понять свои интересы. He
требуйте многого, если вам самим учиться, читать, узнавать новое не
очень-то и интересно. И наоборот, активно демонстрируйте свое
любопытство к новому, если вы учитесь всю жизнь. «Можно обратить его
внимание на те знания и умения, которые понадобятся ему для
осуществления детской мечты, - уточняет Андрей Подольский. - Ты хочешь
быть кинорежиссером или врачом? На режиссерском факультете изучают
историю изобразительного искусства и литературы. А врачу надо
обязательно знать биологию и химию... Когда есть перспектива, у ребенка
возникает сильное желание поскорее добраться до своей мечты. Страх
исчезает, и учиться становится интереснее». Воспитывать не подавляя Не
раздражаться из-за неудач и избегать чрезмерной опеки - так можно было
бы сформулировать двойное правило педагогики. Наталья Евсикова
предлагает метафору: «Ребенок учится ездить на велосипеде. Когда он
падает, разве мы сердимся? Конечно, нет. Мы успокаиваем и подбадриваем
его. А потом бежим рядом, поддерживая велосипед, - и так до тех пор,
пока он не поедет сам. Так же стоит поступать и в отношении школьных дел
наших детей: объяснять то, что непонятно, рассказывать о том, что
интересно. Делать вместе с ними что-то увлекательное или трудное для
них. И, почувствовав встречную активность ребенка, постепенно
ослаблять собственную - так мы освободим ему пространство для
самостоятельного развития». НАТАЛЬЯ ЗАГОРСКАЯ www.psychologies.ru
|