Суббота, 18.05.2024, 19:20
Приветствую Вас Гость | RSS


Сайт учителя начальных классов 

Шаровой  Марины Борисовны

Наш опрос
Ваш статус:
Всего ответов: 160
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Советы психолога

Слова - это больше, чем слова
20.01.2012, 20:07
Лепешова Евгения психолог-консультант
Последнее время мне довольно часто приходится консультировать родителей в экспресс-режиме, не имея возможности выстраивать длительный диалог и проводить специальную диагностику. Оказать какую-то существенную помощь, конечно же, в таком режиме невозможно. Но можно найти для думающего родителя ниточку, потянув за которую он сможет самостоятельно распутать свой клубок проблем в отношениях с ребенком. Такой ниточкой обычно становятся слова.
Слова, которые произносим мы, описывая проблему, не случайны, и зачастую мы сами не слышим их и не придаем им особого значения. Возможно, читая эту статью, вы узнаете в типичных репликах родителей себя и сможете чуть больше понять про ваши отношения с ребенком.

Трудный характер.

«У моего ребенка ужасный характер!», «Сын совершенно неуправляемый», «Моя дочь – настоящий манипулятор» - с этих фраз родители нередко начинают описывать проблему, существующую в отношениях.
Казалось бы, обычное описание. Однако именно такое описание, а точнее говоря – такой способ осмыслять проблему – мешает ее разрешить. Этот ярлык, обобщение относительно характера ребенка, во-первых, ставит и самого ребенка в заданные рамки, постепенно он начинает все больше подтверждать и оправдывать свой «диагноз».
Родителю же такие обобщения не позволяют видеть каждую ситуацию в отдельности, разбираться в ее причинах и гибко подходить к поиску путей решения проблем. Например, ребенок может устраивать истерику на улице, когда у него забирают его игрушку, потому что он не может защитить свою собственность, дома – потому что пытается привлечь внимание родителей, а в театре – потому что устал и не может себя контролировать. Очевидно, что реакция на эти истерики должна быть разной. В первом случае помочь малышу отстоять право на свои вещи, во втором – игнорировать истерику и учить ребенка привлекать внимание иначе, в третьем – дать ребенку возможность отдохнуть и быть терпеливым к нему. Когда же мы объясняем любую ситуацию тем, что у ребенка плохой характер, мы лишь можем наказать его за внешние признаки поведения и не имеем возможности разобраться с внутренними причинами и адекватно отреагировать на них.

Уроки всей семьей.

«Мой сын не очень прилежно учится. Делает уроки, только когда я ему напоминаю. Мне приходится его постоянно контролировать, хотя он уже заканчивает 10 класс. Мне кажется, я достаточно уделяю ему внимания, но с уроками у нас проблемы»
Такие письма в рубрику «Вопрос психологу» приходят довольно часто от мам школьников всех возрастов. Родительское «мы» привычно слышать от мам младенцев («мы покушали» говорит мама, имея в виду, что покушал ее малыш). От мам же старших детей оно нередко режет слух даже неспециалистам. И неслучайно.
Чаще всего подобные описания касаются именно ситуаций, связанных с учебой. Начав помогать первокласснику с домашними заданиями, некоторые родители взваливают на себя эту ответственность до окончания ребенком школы, а иногда и института.
Парадокс же ответственности в том, что пока родитель не отдаст ее ребенку, ребенок не возьмет ее на себя. Это замкнутый круг, разорвать который может только родитель. В частности, пока ребенок не ощутит в полной мере, что учеба – это его личная задача, он не начнет прикладывать самостоятельные усилия. Безусловно, нельзя в один момент взять и отказаться от помощи ребенку с уроками, передавать ответственность нужно сообразно возрасту. Так, первоклассник еще нуждается в помощи родителей, чтобы разобраться с материалом, к концу начальной школы достаточно проверить у ребенка выполненные уроки и помочь разобраться с трудными моментами в заданиях, ученик средней школы нуждается лишь в организаторской помощи со стороны родителей, а старшеклассник должен рассматривать родителя как консультанта, к которому наравне с педагогами можно обратиться в поисках необходимой информации.
Но начинается все с того, что родитель внутренне отказывается от представления об учебе ребенка как общесемейной проблеме. И, несмотря на собственный страх, позволяет ребенку самому ощутить ответственность за свое успехи и свое будущее.

Принуждение к близости.

Увидев табличку «Консультации детского психолога», она спросила почти на бегу: «А как заставить дочь быть ближе?». Я лишь переспросила «Заставить?», и она, улыбаясь, остановилась и присела. Дальше она рассказывала свою историю про дочь-подростка, которая отдалилась, про свое беспокойство за нее и за их отношения. И то и дело у нее проскакивали те же фразы: «Заставить делиться переживаниями», «Подтолкнуть к дружбе с мамой», «Убедить ничего не скрывать».
Как мы сами чувствуем себя, когда нас заставляют быть ближе, доверять и все рассказывать? Каждый из нас хоть раз сталкивался с таким напором. Нам хочется отодвинуться, отгородиться, а то и ответить что-то грубое нашему доброжелателю. Слова «доверие», «близость» и «заставить», «подтолкнуть» - несочетаемы. И если мы то и дело думаем и говорим, сочетая их, это означает, что это все-таки в первую очередь жажда контроля.
Доверие – процесс взаимный. Помня об этом в отношениях с партнерами, мы зачастую забываем об этом, когда речь заходит о собственных детях. Ребенок не доверяет? А доверяем ли мы ему сами? Если ребенок что-то скрывает, как часто мы считаем, что он наверняка «что-то натворил»? Останется ли у ребенка личное пространство в отношениях, если он все-таки откроется для близости с мамой? Не обернется ли дружба тотальным контролем не только за поступками, но и за чувствами?
Видя, как яростно закрывается ребенок, подросток от близости с нами, очень важно задать себе все эти вопросы и разобраться в собственных мотивах, стоящих за этими случайно произносимыми словами.


ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Если вы испытываете те или иные трудности в общении с ребенком и воспитании, то помочь лучше разобраться в проблеме и наметить какие-то пути решения вам может помочь это упражнение.
Найдите время и возможность, когда вас ничего не будет отвлекать, возьмите листок бумаги и ручку. Опишите как можно подробнее ту проблему, что есть у вас во взаимодействии с ребенком. Старайтесь не задумываться над словами, писать так, как приходит в голову.
После того, как текст будет готов, вам предстоит немного побыть беспристрастным экспертом. Проанализируйте текст, опираясь на следующие вопросы.
• Обратите внимание на то, в какой части текста идет рассказ о поведении ребенка, а какая посвящена вашим действиям, мыслям, эмоциям.
Воспитание – это всегда взаимодействие взрослого и ребенка. Если вы по большей части описываете поведение ребенка («он сказал так-то», «сделал то-то»), то, чтобы понять причины ваших трудностей, очень важно больше внимания обратить на ваши собственные реакции, действия, ваши эмоции в отношениях. Ведь очень часто мы сами своими действиями провоцируем ребенка на проблемное поведение, а свои эмоции неосознанно передаем малышу.
Если же ваш текст в большей степени содержит описание ваших собственных действий и чувств, то возможно для решения проблемы имеет смысл больше внимания уделить тому, что происходит с ребенком. Почему он поступает так или иначе, каковы его возрастные особенности и потребности на данный момент, что в его окружении и истории могло сыграть отрицательную роль и привести к нынешним трудностям. А возможно, во многом проблема, описанная вами, - проблема ваших ожиданий, ваших сомнений и других трудных родительских чувств. Разбираться с такой проблемой стоит, прежде всего, самому родителю при помощи психотерапевта.

• Выделите в тексте слова, с помощью которых вы описываете ребенка.

Если ваше описание касается не поведения ребенка, а содержит много законченных выводов («мой ребенок ленивый», «мой ребенок неуправляемый», «мой ребенок агрессивный»), очень вероятно, что и в общении с ним вы используете большое количество ярлыков. Такое восприятие может мешать вам самим гибко подходить к ситуации и разбираться в причинах поведения ребенка в каждой отдельной ситуации, а ребенка загоняет в определенные рамки, и он неосознанно оправдывает ваши ожидания.

• Обратите внимание на подробность описания ситуации.

Чтобы разобраться в сути проблемы, очень важно смотреть на нее шире в пространстве и времени. Например, если вы описываете трудности ребенка в общении со сверстниками, обратите внимание, какие примеры вы приводите. Если все примеры касаются только детского сада, то возможно стоит разобраться с тем, как воспитатели организуют взаимодействие детей, а если примеры касаются и других пространств, то стоит разбираться в большей степени с тем, что происходит с ребенком.
То же касается и временных описаний. Если вы пишите о том, что проблема наблюдается с ранних лет, то речь скорее о каких-то индивидуальных особенностях развития. Если же описываете лишь настоящее время, то стоит поискать момент, когда начались изменения, и задуматься над тем, что в социальной среде могло их вызвать.
21/10/2011                             сайт http://www.psiholog-roditelyam.ru
Категория: Советы психолога | Добавил: учитель
Просмотров: 830 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz