Суббота, 18.05.2024, 17:20
Приветствую Вас Гость | RSS


Сайт учителя начальных классов 

Шаровой  Марины Борисовны

Категории раздела
Наш опрос
Ваш статус:
Всего ответов: 160
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Cтатьи

Безотметочное обучение
Е.В. Восторгова, к.п.н.

                          Безотметочное обучение  

                                                      
       Возникновение идеи безотметочного обучения связано с появлением в рамках модернизации общеобразовательной школы новых подходов к содержанию обучения, ориентированного не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но  и на развитие  его личностных качеств, познавательных и созидательных способностей («Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-Р (п.2)). При этом целостная система  универсальных знаний, умений, навыков, формируемых общеобразовательной школой,  должна способствовать приобретению учащимся опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности – ключевых компетенций, определяющих новое качество содержания российского образования.   

   Совершенно очевидно, что формирование указанных качеств личности,  невозможно без выращивания оценочной самостоятельности – способности, которая является «краеугольным камнем» учебной самостоятельности, важнейшего результата обучения в общеобразовательной школе. Таким образом, задача формирования способности ребенка к самостоятельным оценочным действиям оказывается одним из ключевых условий повышения качества современного образования.

   Для решения указанной задачи необходимо кардинальное  изменение существующей «отметочной» системы оценивания, которая зачастую выполняет лишь функцию  чисто внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя  и не дает возможности полноценно развернуть формирование собственной оценки учащимся успешности своих действий.

       Кроме того, у традиционно принятой пятибалльной системы оценивания есть и ряд других недостатков.  Пользуясь ею, учителю очень трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка  в сравнении с предыдущими результатами его обучения. Фактически учителю приходится лавировать между фиксацией успешности результата ребенка, сравнивая этот результат  с некоторой среднестатистической нормой (что само по себе проблематично: «Три ошибки в диктанте – это хорошо или плохо?»), и фиксацией успешности результата для данного ребенка («Для Иванова три ошибки – это очень хорошо, потому что обычно у него их десять»).  Понятно, что в таких условиях   индивидуализация обучения – еще одно важное направление модернизации современной школы – существенно затрудняется.  Даже если учитель склонен к  оценке индивидуального результата ребенка («Для тебя три ошибки – это хорошо, ты  молодец!»), официальный статус отметки («Все равно за такую работу нужно ставить три») сводит на «нет» все старания педагога.

   Вместе с тем, вопреки распространенному мнению, отметка часто малоинформативна: она не дает родителям и самому ребенку точного представления о реальных успехах или трудностях изучения учебного предмета по тем или  иным параметрам. Зачастую один и тот же ребенок, имея один и тот же уровень успеваемости по одному и тому же предмету, может иметь совершенно разные отметки у разных учителей – например, при смене учителя или при переходе в другую школу.

      Будучи полностью сосредоточенной в руках учителя, «отметочная» система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой стороны, на родителей. Те, в свою очередь, подчас даже непроизвольно, тоже используют это средство для оказания давления на ребенка. Все это приводит, как известно, к снижению интереса к обучению,  росту психологического  дискомфорта учащегося в обучении, его тревожности,  и, возможно,  даже к ухудшению его физического здоровья.  

      Очевидно, что все указанные недостатки не могут быть устранены путем замены пятибалльной системы каким-нибудь другим эквивалентом «отметочной» системы – ни десятибалльной, ни стобалльной, ни количеством заработанных «звездочек», «зайчиков» и «черепашек». Необходим поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы не только устранить негативные моменты в обучении, но и способствовал бы гуманизации обучения, индивидуализации  учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.   С поиском таких форм и связано появление идеи безотметочного обучения.

     Было бы преждевременно говорить о том, что система безотметочного оценивания полностью разработана на уровне технологии. Однако, уже определены и сформулированы некоторые общие принципы  ее построения (Г.А. Цукерман,  А.Б. Воронцов,    О.Б. Логинова, Е.Г. Юдина и др.).

В основе этих принципов лежат следующие ключевые вопросы:

- что оценивать?  - объект оценивания: а) знания, умения, навыки по определенным параметрам; б) творчество, инициативу;

- что не оценивать? – личные качества ребенка (темп работы, особенности памяти, внимания, восприятия);

- как оценивать? – средства фиксации результатов оценивания: не должно быть эквивалентов балльной системы («зайчиков» и «черепашек»); выбранные средства должны позволять зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка по отношению к самому себе и, вместе с тем, не провоцировать учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по успеваемости;  

- каким образом оценивать? – процедура оценивания: самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке, несовпадение этих оценок и является главным предметом обсуждения; возможные критерии оценивания работы тоже должны обсуждаться и вырабатываться учителем вместе с детьми;

- что нужно учитывать при оценивании? – педагогические условия эффективности: оценивание должно дифференцироваться, т.е. оценка (как ученика, так и учителя) должна складываться из множества оценок своей работы по целому ряду критериев.

     Перечисленные вопросы в полной мере характеризуют концептуальную базу технологии безотметочного обучения, взятую за основу  эксперимента, который начат нами в этом учебном году.  Одна из важнейших задач, которую ставят перед собой члены нашей городской экспериментальной площадки – это анализ, осмысление и подробное описание педагогической системы безотметочного обучения, всего того, что уже накоплено в результате более чем десятилетней практики инновационных школ.


Категория: Cтатьи | Добавил: Marina (20.01.2012)
Просмотров: 3717 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz