Суббота, 18.05.2024, 16:49
Приветствую Вас Гость | RSS


Сайт учителя начальных классов 

Шаровой  Марины Борисовны

Категории раздела
Наш опрос
Ваш статус:
Всего ответов: 160
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Cтатьи

Реализация деятельностного подхода на уроках чтения.

Шарова М.Б.

 

Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом.

    Включение ребенка в деятельностный подход коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Еще Л.С.Выготский в  книге «Педагогическая психология»,  говорил о том, что в новой педагогике жизнь «раскрывается как система творчества... Каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание являются стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому». Для этого и сам процесс учения должен быть творческим.

 Сейчас, когда дети все меньше и меньше  читают, перед учителем начальной школы как никогда раньше, остро встает  задача защитить ценность чтения, поднять его статус в сознании ребенка, привить к нему вкус. Положительное отношение к чтению начинается с той минуты, когда ребенок почувствует себя участником событий, которые отображены писателем, когда ребенок откроет личный смысл в читаемом. Тогда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации собственного потенциала. Читая в режиме диалога с автором, ребенок думает над смыслом, находит и задает вопросы, отвечает на них, включает свое воображение, прогнозирует, сопереживает, анализирует.

Чтобы жажда чтения стала внутренней потребностью ребенка, надо чтобы на уроке чтения он был не пассивным слушателем, а активным участником. А для этого учитель организует исследовательскую работу, составляет логические задания.

По рекомендации к.п.н. Коломеец О.М. мною разработана «Тетрадь по чтению», используя которую, дети учатся читать, рассуждать, черпать нужную информацию из прочитанного, сравнивать, делать выводы, проводить литературоведческий анализ произведений, находят причинно-следственные связи.

 

Например, после знакомства с русской народной сказкой «Два Мороза», ученикам предлагается выполнить следующие логические задания:

Задание 1  Построй смысловые связи между словами.

         Мороз- Синий нос                  дровосек     

           Мороз- Красный нос                купец

 

Почему именно Мороз- Синий нос  морозил купца, а Мороз- Красный пытался заморозить дровосека?

Пытаясь ответить на этот исследовательский вопрос, ученики вспоминают,что синий нос бывает у того, кто замерз, а красные нос и щеки у того, кому жарко.                                     

 Задание2  Построй причинно-следственную связь.

 

                 причина                                             следствие    

                              




      


 
?
                                                                                                                              

            ……………………...                                           Купец замёрз.                                         ..............................            

                                                          

Выполняя следующие логические задания, ученики пытаются анализировать не только поведение героев произведения, их личностные взаимоотношения, но и получают собственный опыт в отношениях.

                
      



 

?                      

 


                      

                          

 

 
С. Михалков «Мой щенок»

       Задание 1 Расположи эпизоды стихотворения в логической последовательности.

                         Что случилось,

                          Если сразу

                          Не узнала я щенка?

 

                          Я не бегаю к врачу-

                          Я сама его лечу.



 


                          Я не знала, что мне делать.

 

                          Я сегодня сбилась с ног-

                          У меня пропал щенок.

                

                           Он порвал стихи у папы,

                           На пол с лестницы упал.

 Задание 2 Выбери и подчеркни слова, характеризующие щенка.

Шаловливый                Ленивый

Непоседливый           Трусливый

Задание  3 Выбери и подчеркни слова, характеризующие девочку.

 

Ответственная              Заботливая

Добрая                           Ленивая

 

                    Подтверди свой ответ отрывками из текста.

 Задания на узнавание автора или названия произведений создают у  учащихся положительную мотивацию к чтению. После самостоятельной работы обязательно надо провести фронтальную проверку, поощрить тех, кто смог ответить на вопросы и показать книги, где эти произведения можно прочитать.

А. Барто

           Задание Соотнеси отрывки произведений А.Барто и их названия.        

 

 Галдят грачи на дереве,

 Гремят грузовики.

 Весна, весна на улице,                                        «Вовка- добрая душа»

  Весенние деньки!   

 

 Он проснулся ночью тёмной,

 Было только три часа.

 Он ужасно испугался.                                         «Мы не заметили жука»

 Что урок уж начался.                                                    

 

У Танюши дел немало,

У Танюши много дел:                                             « В школу»   

Утром брату помогала-

Он с утра конфеты ел.                                                                                                         

 

А он живой,

Он жив пока,

Жужжит в окне,                                                       «Верёвочка»

Расправив крылья.

 

Шла вчера я по Садовой,

Так была удивлена-                                                 « Помощница»   

Паренёк белоголовый

Закричал мне из окна…

 

Пословицы

 Задание  Построй смысловые связи- составь пословицы.

       

       При солнышке тепло…               …детки же и горе.

         Нет лучше дружка…                     …и душа на месте.

         Вся семья вместе…                     …тот вовек не погибает.

         Кто родителей почитает…            …при матери добро.

         Детки- радость…                            …чем родная матушка.

 
Система заданий  на уроках чтения направлена на  интенсивное развитие всех психических качеств учащихся, среди которых  ведущими являются мышление, память и воображение, закладываются основы социального и личностного развития ребенка, его вхождение в жизнь общества
Категория: Cтатьи | Добавил: Marina (04.12.2011)
Просмотров: 1608 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz