Шарова
М.Б. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к
пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые,
проблемные и прочие формы и методы обучения и
воспитания учащихся.
Ведущее место среди таких методов, имеющихся в
арсенале педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
Учебный проект с точки зрения учащегося – это
возможность делать что-то интересное
самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;
это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить
свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это
деятельность, в результате которой учащиеся самостоятельно находят способ
решения проблемы – это имеет важное прикладное значение, и что весьма важно,
это интересно и значимо для самих детей.
Учебный проект с точки зрения учителя- это
дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной
деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой
проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. Мой опыт показывает, что
использование компьютерных технологий может преобразовать преподавание традиционных
учебных предметов, оптимизировать процессы воспитания и понимания детьми
учебного материала.
В основу метода проектов положена идея о
направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат,
который получается при решении той или иной практически или теоретически
значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить
в реальной практической деятельности.
Внутренний результат_ опыт деятельности – становится
бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и
ценности.
На долю учителя остается трудная задача выбора проблем
для проектов, а проблемы эти можно брать
из окружающей действительности, из
жизни.
Одной из таких проблем является детский
дорожно-транспортный травматизм. Именно это стало темой нашего проекта, над
которым работали учащиеся 3-го класса, им помогали родители и, конечно,
учитель.
Детский дорожно-транспортный травматизм устойчиво
занимает ведущее место среди других видов травматизма. Главной причиной ДТП, в
результате которых страдают дети, является недисциплинированность детей на
дороге и легкомысленное их отношение к дорожным опасностям. А также отсутствие
навыков автоматизма оценки опасности дорожной ситуации.
Форм и методов профилактической работы в этом направлении
предостаточно, но мой опыт показывает, что наиболее эффективным является
использование деятельностного подхода в обучении правилам дорожного движения.
Именно через активную деятельность школьники не только знакомятся с ПДД, у них
формируется уважительное отношение к нормам и правилам, действующим в сфере
дорожного движения, возникает потребность соблюдать эти правила.
В результате работы над проектом учащиеся приобрели навыки
работы с текстовыми и электронными
источниками информации. В процессе поиска исторических фактов, общения со взрослыми (библиотекарем, учителем, родителями) и
их логического выстраивания формировалось критическое мышление детей. Работа в
группах, взаимодействие с проекта способствовали формированию у детей речевой и коммуникативной
компетенций, а также информационной составляющей. Это происходило на всех
этапах работы над проектом: во время поиска и обработки информации, подготовки
слайдовой презентации.
Изучение правил дорожного движения я организовала в
форме рассмотрения конкретных дорожных ситуаций, с которыми школьники
встречаются каждый день; повторялись и закреплялись правила безопасного
движения на улицах. По наглядным пособиям учащиеся узнавали, как возникают
опасные ситуации на дороге и что или
кто является причиной их
возникновения.
Уделили внимание и знакомству с разными дорожными
знаками. Многие ребята сделали их из цветной бумаги и картона, а потом
объясняли, что означает каждый знак. Вспоминали, где встречали эти знаки на улицах нашего
микрорайона. Ученики сделали много своих наглядных пособий в виде аппликаций и
макетов улиц, где моделировали различные ситуации по правилам дорожного
движения.
Участники
проекта выступили перед учениками 1-х и 2-х классов. Третьеклассники прочитали
стихи о дорожных знаках, спели песни о правилах дорожного движения и показали
сказку о Красной Шапочке и Волке,
который не знал ПДД и попал в аварию.
Продолжая работать над проектом,
ребята заинтересовались:
-А когда впервые появились
правила дорожного движения?
-Когда появился первый
светофор?
-Как он выглядел? и т.д.
Для поиска ответов на эти
вопросы отправились в библиотеку,
воспользовались компьютерными технологиями.
Этот проект является первой серьёзной самостоятельной
работой учащихся 3-го класса. В процессе работы над проектом ребята должны были
не только познакомиться с правилами дорожного движения, но и понять
необходимость их соблюдения, научиться работать с различными источниками
информации,
На основе этого проекта при совместной работе
учащихся, родителей и учителя было создано электронное пособие по изучению
правил дорожного движения. Это пособие использовалось для профилактики детского
дорожного травматизма на уроках окружающего
мира по теме «Безопасность на дороге»,
классных часах и минутках
безопасности. Учащиеся 3 класса были экскурсоводами по данной
презентации. Выступали они не только перед своими одноклассниками, но и перед
учащимися других классов.
Самое главное –
проект пробудил у третьеклассников интерес к правилам дорожного
движения, показал необходимость их соблюдать. Можно надеяться, что полученные
знания помогут ребятам избежать травм и аварийных ситуаций на дорогах.
|